Популярно

5 «титанов» современной бытовой химии. Часть 1


Современная бытовая химияС этими веществами человек сталкивается ежедневно, они давно стали неотъемлемой частью его жизни. Так ли они безобидны, как кажется на первый взгляд?
В тефлоновой «коре» и «коже» жизни нет и быть не может!

Тефлон

Название знаменитого антипригарного покрытия не менее знаменитой сковороды DuPont.
Но DuPont такую посуду больше не производит. Надоело платить штрафы пострадавшим: 70 млн. $ – лишь однократная выплата фирмы 80 тысячам граждан Паркерсбурга, пострадавшим от загрязнения среды вокруг города несколько лет назад. И случай этот не единственный.

Полное название вещества: перфтороктановая кислота. Звучит курчаво. Но стряхните «пыльцу» химических подробностей – останется фтор, в таблице Менделеева – просто буква «F», первая и единственная. Как в имени Фантомас. Имени зловещем, хотя и забавном.
Структурная формула вещества – «сороконожка» с «телом» из 8 атомов углерода. А вот «ног» у неё – атомов фтора – 15! Меньше нельзя: «сороконожка» охромеет.

Где бы ни «случился» фтор, с ним всегда – перебор

Для химического производства это побочный продукт, который нужно куда-то деть, для организма человека это перебор тем более.
Фтор. В свободном состоянии ядовитый газ. Но свободным он никогда не бывает – вещество очень активно, сразу вступает в соединения. С водородом мгновенно образует HF, растворите его в воде – получится плавиковая (фтористоводородная) кислота. Если серную кислоту можно держать в стеклянных бутылях, плавиковая стекло просто растворит! Это самая «едкая» кислота в неорганической природе.
Фтор ядовит в любом обличии, сколько ни прячь его в «овечью шкуру» различных привлекательных названий, волчий хвост всегда будет хищно торчать наружу.

Перфтороктановая кислота

Её можно встретить не только в антипригарных покрытиях, но и:

  • в водоотталкивающих непачкающих тканях плащей, курток, телефонных кабелей;
  • в покрытии автомобильных узлов и компьютерных микросхем;
  • в поверхностно – активных веществах (стиральных и моющих средствах).
Читайте также:  А зачем поджигают траву весной? Давайте разберемся

Она – официально признанный канцероген. Другие названия этого «Фантомаса»: ПФОА, PFOA, тефлон, нафион, С8.
Куда химические производства сбагрят ядовитые отходы в следующий раз, неизвестно. Но быть включённым в обмен веществ очередной насыщенной фтором «сороконожки», как-то не хочется.

Диоксины: о тайной жизни «попутных микровыбросов»

Никто не ставил перед собой цели получить диоксины. Не ставит и сейчас. Тем не менее, чудовищные порождения невинной уксусной кислоты и соединений хлора уже не один десяток лет бесшумно оседают на дно водоёмов, на землю, на листья растений и на нашу кожу.
Пока класс веществ окрестили «кумулятивными ядами» и «опасными ксенобиотиками», самому явлению присвоен ранг экологического бедствия. Что делать дальше, никто не знает.

А как просто до гениальности было вначале: американские самолёты с низкой высоты квадрат за квадратом опыляют джунгли «эйджент оранж»; дождавшись опадения листьев, можно без горя выследить в поредевших лесах непокорных партизан.

Проблемы пришли позже, когда у всех попавших под «распыл» начали рождаться дети. Spina bifida, спинной мозг, зияющий в открытом канале, никак не защищённый костями позвоночника – их просто нет! И ещё великое множество других детских уродств. Среди взрослых же вьетнамцев и американцев – рак печени и другие страшные болезни.

Вот тогда и выяснилось, что при «безобидном»:

  • производстве бумаги;
  • выпуске гербицидов;
  • сжигании мусора с поливинилхлоридом в мусоросжигающих печах образуются диоксины, которые:
  • в воде не растворяются;
  • температурой ниже 900 ° C не разрушаются;
  • в живой природе имеют длительный период полураспада (не менее 10 лет);
  • в организме аккумулируются жировой тканью, где практически не разрушаются (период полураспада от 7 до 11 лет);
  • нейтрализуются лишь в специально созданных лабораторных условиях «вышибанием» из соединений хлора.

От проведённых исследований волосы у человечества встали дыбом: диоксины – настоящая экологическая бомба с часовым механизмом, давно запущенным.

«Достояние» это общепланетное, как вода и воздух, единые для всего человечества. И хотя никто специально его не производит (это всего лишь «попутные микровыбросы»), за год его накапливаются тонны.

Читайте также:  Вред зубной пасты

90% диоксинов попадает в организм через систему пищеварения с водой, остальные 10% впитываются кожей и проникают через лёгкие. Диоксины распределяются в липидном слое мембран клеток. Клеток любых тканей, без различия вида.
А затем начинается «химический СПИД» – поломка системы иммунной защиты.

Математически точно выверенный процесс деления клеток и их строгая видовая специфичность становятся невозможны – низкодифференцированные (раковые) клетки появляются во всех системах.
Приходит в упадок эндокринная система, и бесплодие здесь – не самое большое зло.

Диоксины поражают и потомство человека на всех этапах развития зародыша – действие мутагенное (мутации генов), тератогенное (нарушения при закладке основных систем плода), эмбриотоксическое (отравление плода уже сформировавшегося). Плацента для них препятствием не является, в молоко матери они проникают также.

Минимальная летальная доза диоксинов превышает аналогичную величину зарина и зомана – отравляющих веществ боевого назначения на 3 порядка. Знали ли это устроители войны во Вьетнаме? Но даже если не знали, их это не извиняет.

«Грязная» война стала частью истории. История экотоксикантов – диоксинов только начинается. Внимание научного мира с мольбой обращено теперь к особому виду бактерий – насколько их поглотительные способности себя оправдают, покажет время.

Формальдегид: формально всё нормально!

Этим резко раздражающим глаза и горло «режущим» запахом всегда сопровождается внесение в дом новой мебели (дорогой ли, дешёвой ли, значения не имеет). Этот запах никуда не денется и потом: придёт в негодность эта мебель – купите столь же «вонючую».

Это формальдегид (формалин). Он используется в производстве мебели из отходов – как ещё назвать мебель из опилок? И в опилках прессованных (ДСП и ДВП), в смолах, которыми они склеены, формалина до 18%.
Очень дёшево и «очень сердито»: в низких дозах – раздражение глаз и слизистой оболочки горла (слезотечение, покраснение, кашель), в высоких – удушье, отёк лёгких и смерть.

Читайте также:  Маленькая батарейка и ее большой вред для окружающей среды

Это признаки острого отравления, явления редкого «благодаря» резкому запаху вещества. А вот хронически, в микродозах, мы отравляемся формалином все и постоянно, ведь кроме мебели есть ещё:

  • транспорт, работающий на бензине;
  • лаки и краски – непременный атрибут ремонта;
  • смог большого города.

Из 5 млн тонн ежегодно производимого формальдегида хоть самый ничтожный объём обязательно станет вашим!

Потому что без антисептиков также не обойтись. Это вещества, «сваривающие» белки, в том числе белки, из которых состоят микробы и грибки, и косметические средства:

  • от потливости (0, 5% формальдегида);
  • для полости рта (до 0,1%);
  • другие препараты (до 0,2%);
  • мази «не для лица» (5%).

Свойства волоса после обработки формалином улучшаются несказанно, поэтому концентрация формальдегида в 0,1% смущения ни у кого не вызывает: вещество сильно разбавляется водой и при длительном хранении «выдыхается». Но ведь «прижигание» это, хотя и слабое, происходит каждый день!

Классический случай отравления формальдегидом – нежная любовь к «халяве». Человек пьющий, употребив метанол (древесный спирт с типичным запахом алкоголя), сходит в могилу, перед смертью ослепнув и оглохнув: метанол в его организме окисляется до формальдегида. И медицина здесь бессильна.

Вещество имеет II (высокий) класс опасности, при 435° C способно самовоспламеняться, в пищевой промышленности значится как Е240, при содержании свыше 0,05% на упаковках спреев и аэрозолей должно быть предостережение «содержит формальдегид».

Вещество с высокой вероятностью развития рака носоглотки (заключение Международного агентства вопросов исследования рака).
Пока альтернативе дешёвой мебели не найдено, старайтесь менять её реже, комнату проветривать чаще, не разводить в ней сырость. И заведите себе «зелёных друзей», поглощающих «выдыхаемый» мебелью яд: плющи, драцены, папоротники.

Продолжение статьи читайте здесь.

Автор: Александр Несин

Фото: flickr.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.





© 2023 - Эко - жизнь.
Копирование материалов без обратной ссылки на сайт запрещено!